История завода

1kartina   Своим появлением на карте Российской промышленности Амурский судостроительный завод, поднявшийся одновременно с городом Комсомольском-на-Амуре, обязан, прежде всего, вниманию государства к охране своих дальневосточных рубежей.
С целью изучения возможных путей решения этой задачи в 1929 году была создана особая правительственная комиссия, которая пришла к заключению о необходимости строительства на Дальнем Востоке мощного судостроительного завода. Он должен был выпускать ежегодно 6 подводных лодок, 3 эскадренных миноносца, 1 крейсер, 8 рефрижераторных судов грузоподъемностью до 5000 тонн, 4 краболовных судна грузоподъемностью до 10000 тонн, 12 транспортных судов. Кроме того, заводу предстояло освоить глиссеростроение, вести специальный судоремонт, иметь резерв в литейном и механическом цехах для нужд края. К строительству планировался гигант судостроения, равного которому в стране еще не было.
13 ноября 1932 года правительство приняло соответствующее постановление.
10 мая 1932 года на берег Амура у села Пермского высадились первые строители.
12 июня 1933 года состоялась торжественная закладка первого промышленного объекта Амурского судостроительного завода – корпусообрабатывающего цеха.
25 мая 1935 года на временных стапелях завода, который еще не вступил официально в число действующих предприятий страны, была заложена первая подводная лодка серии Л-11. а 12 июня – вторая – Л-12.
16 июня 1936 года первая подводная лодка АСЗ спущена на воду.
В марте и августе 1936 года заложены эсминцы проекта 38 «Баку » и «Тбилиси», на тот момент считавшиеся лучшими в мире боевыми кораблями своего класса. Строительство велось с применением пионерной технологии постройки кораблей на горизонтальных стапелях с монтажом в наливных доках – впервые в стране валопроводы и турбины боевых кораблей были смонтированы на стапеле.
30 июня 1936 года Амурский судостроительный завод включен в число действуют и предприятий судостроительной промышленности СССР.
659В конце 1936 года сданы доковый и деревообрабатывающий цеха.
В 1937 году начали работать компрессорная и генераторная станции, пожарное депо, главный магазин комплектации судового оборудования, санитарно-хозяйственный водопровод.
12 июня 1938 года заложен самый крупный корабль завода – крейсер проекта 26БИС получивший имя «Калинин».
1938 год – сданы контрагентский и ремонтно-строительный цеха, склад стали, насосная станция, приняты в эксплуатацию корпусный цех, наливной бассейн перед доками с каналом для вывода кораблей, полушлюз, оборудованный специальными металлическими шандорами с копровыми кранами. Такой полушлюз был единственным в стране.
1939 год – сдан крайне необходимый заводу гальванический цех, начато строительство двух сторожевых кораблей.
1940 год – на стапелях заложено три эскадренных миноносца, выдал первый металл литейным цех и вступил в строй пятипролетный судомонтажный цех. С его постройкой завод получил производственную базу для трубомедницких и монтажных работ на кораблях.
1941 год – со стапелей завода сошли 4 эсминца, оснащенные новейшим оборудованием и вооружением, принят в эксплуатацию кузнечно-прессовый цех для изготовления штамповок и поковок, заложенный еще в 1933 году, и заводская лаборатория. Тем самым к началу войны на заводе сложилось самостоятельное производство с полным циклом постройки военных судов на основе передовых технологий.
1kaganovichВ годы Великой Отечественной войны со стапелей Амурского судостроительного завода сошли 2 крейсера, 5 эскадренных миноносцев, один сторожевой корабль, капитально отремонтировано 17 подводных кораблей Тихоокеанского флота, кроме того постоянно перевыполнялись планы по выпуску боеприпасов.
10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей завод награжден своим первым орденом – Трудового Красного Знамени.
В послевоенный период завод продолжил работу по дальнейшему строительству и освоению производственных мощностей, внедрению новых технологий постройки судов. Серьезной проверкой коллектива завода в эти годы стало выполнение правительственного задания по постройке дизель-электрических паромов для переправы через Амур.
Принципиально новый этап развития завода начался со строительства атомных субмарин. В середине 50-х годов на АСЗ была развернута коренная реконструкция для строительства, инженерный состав пополнился специалистами новых профессий – инженерами-физиками и операторами атомных энергетических установок.
20 декабря 1958 года состоялась закладка головной ракетной подводной лодки проекта 659. Атомных подводных лодок первого поколения было построено 18 единиц.
За освоение новой техники в апреле 1963 года завод удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина, а в январе 1971 года на знамени предприятия появился третий орден – Октябрьской Революции.
Со стапелей завода сошло и немало уникальных дизель-электрических подводных лодок, способных скрытно выдвинуться в любой район Мирового океана и нести там боевое дежурство. Появление малошумных дизель-электрических «Варшавянок» стало сенсацией. Лодок подобного класса не было в составе военно-морских сил ни у одной страны мира.
Продолжая модернизацию производства, амурские корабелы постепенно превратили завод в многопрофильное предприятие, способное выпускать продукцию любого назначения. Из его цехов вышло более 200 гражданских судов, предназначенных для перевозки генеральных грузов и пассажиров. Десять из них – транспортно-ледокольных – многие годы плодотворно работали в условиях Арктики.
Инженеры завода стали обладателями 234 авторских свидетельств и 4 патентов на технические изобретения. Они завоевали 8 золотых, 55 серебряных и 180 бронзовых медалей ВДНХ СССР. Двенадцать заводчан стали лауреатами Сталинской, Ленинской и Государственной премий. Более 20 тысяч судостроителей удостоены правительственных наград. Десяти из них вручены золотые звезды Героев Социалистического Труда.
Наработанный десятилетиями упорного труда производственный и социально-экономический потенциал Амурского судостроительного завода помог ему выстоять и в годы государственного реформирования.
Ценой огромных усилий заводчане перестроили часть мощностей под выполнение прежде несвойственных для себя задач. Победив в нескольких престижных международных тендерах, приняли участие в проектах по разработке сахалинского шельфа – в строительстве и модернизации нефтегазодобывающих платформ. Затем завод получил крупные международные заказы. В их числе: транспортно-буксировочное судно для обслуживания нефтедобывающих платформ на шельфе Вьетнама; судно сейсмической разведки, заказчик которого Индийская корпорация нефти и природного газа. Кроме этого подписан контракт с германской компанией на строительство танкеров-химовозов. Впервые Германия заказала строительство судов в России.

Президент России
Президент
России
Правительство Российской Федерации
Правительство
Российской
Федерации
Министерство промышленности и торговли РФ
Министерство
промышленности и
торговли РФ
Союз машиностроителей России
Союз
машиностроителей
России
Объединенная судостроительная корпорация
Объединенная
судостроительная
корпорация