НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ

филимонов правка (1)История страны – это история судеб отдельных людей, семей, общин. Только мы не всегда это понимаем. Лишь по прошествии лет становится ясно, что все великое состоит из малого, и на примере одной, отдельно взятой семьи можно увидеть целый исторический пласт, в истинных реалиях того времени.

В трудовой книжке Кирилла Спиридоновича Филимонова, отца Александра Кирилловича Филимонова, ветерана Амурского судостроительного завода, есть две записи: «Уволен по призыву в РККА на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков» с датой 27 июня 1941 года и «Принят на работу в артель инвалидов на должность старшего бухгалтера 27 июля 1944 г». Между ними — три года войны. Далекое село Хлебородное Алтайского края, откуда ушли воевать все мужчины из рода Филимоновых-Шаталовых, во время войны было похоже на многие села. Сюда съехались все, кто остался в тылу — трое несовершеннолетних детей и две женщины – бабушка Александра Кирилловича и его мать. Объединившаяся семья держала двух коров и обрабатывала огород в 50 «соток». Из колхоза на фронт забрали всех лошадей и всю технику, поэтому пахали на себе, чтобы сохранить коров, ведь они были самыми главными кормилицами. Помимо всего прочего коровы позволяли сдавать масло для фронта, помогал и огород. Для фронта сушили картофель – так оставались хотя бы очистки для прокорма скотине или на посадку.

— Отец был командиром взвода разведчиков 215 стрелкового полка 179 стрелковой дивизии 43 армии Первого Прибалтийского фронта, — рассказывает А.К. Филимонов.  — Эта армия освобождала Белоруссию. 1 июля 1944 года наши войска вошли в Минск. А перед этим шли операции по подготовке масштабного наступления, названного в тактических планах высшего командования операцией «Багратион».

Есть в Белоруссии город с названием Городок. На тактических картах он значился как «Городокский выступ», сильно вдававшийся в линию обороны советских войск, и который необходимо было ликвидировать, чтобы ускорить наше наступление. После удачно проведенной операции по ликвидации укрепрайона необходимы были новые разведданные. В новогоднюю ночь взвод под командованием отца был послан в разведку с заданием взять «языка». Возвращаясь из-за линии фронта в новогоднюю ночь 1944 года, отец был тяжело ранен. Это ранение сделало дальнейшую службу невозможной, и отец вернулся домой. За выполнение этого задания Кирилл Спиридонович был награжден орденом Отечественной войны второй степени. «Награжден орденом Отечественной войны второй степени за выполнение боевого приказа на фронтах Великой Отечественной войны». Умер он от ран, когда ему было всего 46 лет. О войне не рассказывал, но иногда делился воспоминаниями во взрослых разговорах.

Случалось, например, что разведчики из-за линии фронта не могли выйти и месяц. В их скитаниях, часто голодных, случалось всякое. Раз набрели на малинник. Пока ели ягоду прямо с кустов, выяснили, что с другой стороны зарослей тем же самым занимались немцы. Удалось уйти тихо. В другой раз набрели на заброшенный хутор. Из дыры в сарае бойцы увидели торчащее дуло пулемета «максим». Один из солдат, обняв пулемет, прослезился…

Дед Александра Кирилловича, Спиридон Потапович, тоже был призван в первые же дни войны, служил в роте охраны ж/д станции Омска. Посыльный вызвал однажды к командиру, мол, беги — сын приехал. Это старший Кирилл возвращался из госпиталя, ехал через Омск. Через час-полтора Спиридон Потапович опять был вызван. На этот раз младший Иван ехал на фронт, едва окончив школу. Вот так и свиделись…

Сам Александр Кириллович родился в марте 1945 года, и шутит про себя, что был участником Парада Победы в родном селе Хлебородное, в мае 1945 года, в возрасте 1,5 месяцев.

Президент России
Президент
России
Правительство Российской Федерации
Правительство
Российской
Федерации
Министерство промышленности и торговли РФ
Министерство
промышленности и
торговли РФ
Союз машиностроителей России
Союз
машиностроителей
России
Объединенная судостроительная корпорация
Объединенная
судостроительная
корпорация