СВЕТ ТЕХ ДАЛЕКИХ КОСТРОВ

90 ЛЕТНиколай ПАТРИКЕЕВ,

генерал-майор в отставке, заслуженный строитель РСФСР, первостроитель города (из воспоминаний 1986 года)

Он до сих пор помнится мне – свет тех далеких костров на амурском берегу. У этих костров мы мечтали о будущем прекрасном городе, который и сегодня, как в те далекие прекрасные годы, является символом молодости, труда и героизма…

Мне посчастливилось быть в числе первых строителей Амурского судостроительного завода и города юности. С И. А. Каттелем я работал несколько лет: сначала еще студентом, а затем, уже будучи инженером, на стройках текстильных фабрик в Серпухове, Глухове (ныне Ногинск) и Иваново-Вознесенске. Работы на стройках тогда были сезонными, поэтому я и совмещал учебу и работу.

Отслужив в 1930 году действительную службу в Красной Армии, я до мая 1932 года работал в Стройсекторе ВСНХ СССР (начальник С. 3. Гинзбург — будущий первый нарком по строительству СССР). Сектор ведал тогда ударными стройками страны, и мне посчастливилось бывать на многих из них. Когда возник вопрос о строительстве крупных предприятий на Дальнем Востоке, я, не колеблясь, принял предложение И. А. Каттеля поехать с ним на новое место работы.

Вызов я получил в начале мая 1932 года, в Хабаровск я прибыл только в конце июня, а затем уехал в Пермское.

Первое время в Пермском мы размещались в трех десятках домов. Основные жители села были заблаговременно переселены в другие места. Молодые строители жили буквально на всех «трех этажах» каждого дома: в доме, на чердаке и под полом. Заселены были также все сараи. Часть комсомольцев поселилась в палатках. Но и этого мало устроенного жилья не хватало.

хетагуровкиНа площадке развернулось массовое строительство знаменитых шалашей из подручных материалов: жердей, веток, глины. Одновременно форсированно строились столовая, баня, больница, склады и другие бытовые и хозяйственные постройки. Вскоре после приезда ввели в эксплуатацию первую временную электростанцию.

Уже 16 июля вступил в строй первый двухрамный лесозавод. После этого началось строительство бараков и жилых домов из пиломатериалов местного производства.

Осенью 1932 года стройка получила «незапланированный» приток рабочих. Услышав о строительстве завода, сюда стали приезжать жители селений, расположенных по берегу Амура. Кроме того, проводилась вербовка рабочих в Новосибирском крае, Центрально-Черноземной области и на Волге. По наряду Наркомата труда в этих районах в июле 1932 года уже было подготовлено для отправки на строительную площадку завода около 2000 человек. Всех надо было обеспечить жильем.Первые жилища первостроителей города

К зиме построили несколько временных бараков, но часть комсомольцев и завербованных рабочих вынуждена была разместиться в шалашах. О каких-то даже элементарных санитарно-гигиенических условиях в тот период не могло быть и речи. Плохо было и с питанием. Соленой кетой в какой-то мере мы были обеспечены, а вот овощей не было вовсе. Это и привело зимой 1932-33 года к массовому заболеванию людей цингой. Многих больных пришлось на автомашинах отправлять в Хабаровск. Жизнь наша осложнилась еще и большими морозами, сильными ветрами…

Руководство стройки, получив летом 1932 года проект завода, ясно оценило, что невозможно выполнить постройку первой очереди к 1 марта 1933 года.

Жесткие сроки строительства потребовали форсировать начало сооружения основных цехов завода до завершения всех подготовительных работ. Это соответствовало дружному настроению комсомольско-молодежного коллектива строителей. 12 июня 1933 года в торжественной обстановке состоялась закладка фундамента корпусообрабатывающего цеха завода.

Сооружение промышленных цехов шло медленно из-за недостатка рабочих. Было принято решение направить в Комсомольск военно-строительную бригаду в составе шести строительных батальонов. Для решения этого вопроса в Комсомольск в ноябре 1933 года прибыли В. К. Блюхер и Т. Д. Дерибас. И. А. Каттеля к этому времени уже не было на стройке, и докладывать В. К. Блюхеру о положении дел пришлось мне, как главному строителю.

Когда в конце января военно-строительные батальоны, совершив свой исторический пеший маршрут по льду Амура, прибыли в Комсомольск, их тепло и радушно встретили и разместили в теплые казармы. Из прибывших шести батальонов бригады В. А. Малинникова пять были направлены на площадку судостроительного завода и социалистического города.

27 июля 1934 года ЦК ВЛКСМ объявил новую мобилизацию комсомольцев на строительную площадку «Дальпромстроя». В сентябре в Комсомольск-на-Амуре начало пребывать пополнение второго призыва. В их числе и девушки. Позднее, в 1937 году, как известно, по призыву В. С. Хетагуровой прибыли первые хетагуровки. Комсомольцы стали обзаводиться семьями и обосновываться в городе юности. Многие связали с ним всю свою жизнь.

Потребность в лесе была велика, особенно в пиломатериалах. Пущенный еще 16 июля 1932 года небольшой лесозавод не мог удовлетворить возросших потребностей. Здание мощного четырехэтажного лесозавода было построено на берегу Силинского озера еще к зиме 1933-34 года. Были в нем смонтированы и лесопильные рамы. Но ввести в действие этот завод не было возможности из-за нехватки электроэнергии. Надо было пустить оборудование лесозавода, используя какую-то другую силу, кроме электроэнергии.

Обсудив со своими инженерно-техническими работниками и бригадирами варианты, мы предложили единственно в ту пору возможный: в качестве движущей силы применить дизель с одного из полученных «Дальпромстроем» мощных импортных буксиров. Однако предупредили, что до навигации двигатель будет изношен, ему потребуется капитальный ремонт. Значит, срочно надо заказывать поставку нового дизеля. С нами согласились, но тут же поставили вопрос о сроке исполнения предложенного нами проекта. Мы обещали управиться за сутки, если обеспечат «зеленую улицу» другие службы «Дальпромстроя». Это было гарантировано, и мы сразу взялись за дело.

первая просека

Президент России
Президент
России
Правительство Российской Федерации
Правительство
Российской
Федерации
Министерство промышленности и торговли РФ
Министерство
промышленности и
торговли РФ
Союз машиностроителей России
Союз
машиностроителей
России
Объединенная судостроительная корпорация
Объединенная
судостроительная
корпорация