27 января в г. Большой Камень Амурский судостроительный завод (входит в состав ОСК) торжественно передал дизель-электрическую подводную лодку проекта 877 «Комсомольск-на-Амуре» Тихоокеанскому флоту. Завод выполнил весь объем запланированных ремонтных и модернизационных работ.
На митинге, посвящённом этому знаменательному событию, присутствовали командующий Тихоокеанским флотом адмирал С.И. Авакянц, Губернаторы Хабаровского края В. И. Шпорт и Приморья В.В. Миклушевский, мэр города Комсомольска-на-Амуре А.В. Климов, представители трудового коллектива АСЗ и Объединённой судостроительной корпорации.
«Сегодня в боевой состав флота входит дизельная подводная лодка, и важно, что она отремонтирована на предприятии Дальнего Востока», — сказал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. И добавил, что для Тихоокеанского флота крайне необходимо, чтобы в регионе успешно работали свои заводы по ремонту подводных и надводных кораблей.
«Неимоверных усилий стоил нам средний ремонт и модернизация этой подводной лодки. Но мы вложили в заказ душу и можем гарантировать минимум десять лет качественного использования корабля», — сказал на торжественном митинге генеральный директор Амурского судостроительного завода Владимир Кулаков.
Лучшие работники завода в ходе торжественного митинга получили медали, Благодарственные письма и Почетные грамоты из рук главы Комсомольска-на-Амуре (он также вручил командиру подлодки подарочные сертификаты на оргтехнику), губернаторов Приморья и Хабаровского края.
«Два региона на востоке страны — Хабаровский край и Приморский — не чужие друг другу. Мы строим оборону, а здесь она исполняется», — сказал В. И. Шпорт, отметив, что на АСЗ строятся и корветы, первый из серии в скором времени должен встать в строй.
Бригадир сборщиков-достройщиков стапельного цеха № 17 Антон Бугаев получил из рук командующего ТОФ медаль Министерства обороны РФ «Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков». В командировке в Большом Камне Антон провёл восемь месяцев, как и все заводчане, ежедневно приближая этот торжественный день передачи корабля заказчику. «Трудно было на этапе подготовки к ходовым испытаниям, а потом и сами испытания, — рассказывает Антон. — Каждый был занят своим вопросом: кто-то торпедным вооружением, кто-то — линией вала. Каждый из нас знает и делает свое дело. И мы прекрасно понимаем, что от тебя многое зависит, значит, делать его нужно на совесть».
«Корабль, по сути, получил второе рождение, его тактико-технические характеристики существенно улучшились. Можно сказать, что в старом прочном корпусе корабля создана новая подводная лодка, — рассказал ВрИД заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирал Игорь Королев. — Боевой корабль на заводе не только отремонтировали, но и провели глубокую модернизацию. Заменили основные системы управления на цифровые, поставили улучшенное оборудование для обнаружения подлодок противника, новые антенны, космические средства связи. Экипаж прошел обучение, часть экипажа стажировались на современных подводных лодках проекта 636 на Балтике. В Комсомольске-на-Амуре создан учебный центр, где они занимались. Уровень подготовки экипажа и сдаточной команды к моменту проведения заводских ходовых испытаний был достаточно высок».
Напомним, что дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Комсомольск-на-Амуре» была построена на АСЗ и передана ВМФ в 1991 году, после чего выполняла задачи в составе Тихоокеанского флота.
В 1997 году участвовала в международных выставках вооружений во Владивостоке, Таиланде, Малайзии. В 2003 году подлодку перевели для ремонта в транспортно-передаточном доке «Зея» на Амурский судостроительный завод. Ремонтные работы затянулись на 12 лет из-за ограниченного финансирования. Благодаря совместной работе правительства Хабаровского края, Минобороны России и АО «ОСК» удалось изыскать необходимые денежные средства, что позволило обеспечить успешное завершение ремонта и модернизации корабля.
Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 15 июля 2015 года кораблю было присвоено действительное наименование – большая подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре».
В начале декабря прошедшего года подводная лодка успешно прошла заводские ходовые испытания, длившиеся в общей сложности 12 суток. За это время, в соответствии с утверждённой программой испытаний, проведена всесторонняя проверка оружия и технических средств на различных режимах эксплуатации.
В результате достигнуто восстановление технической готовности субмарины с улучшением ее тактико-технических характеристик и продлением срока эксплуатации.
Пресс-служба ПАО «АСЗ»