О ситуации на Амурском судостроительном заводе

Шпорт В.И., Троценко Р.В., Гуров А.Н., Коваленков Е.Я.Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко 25 января побывали на Амурском судостроительном заводе, где в декабре прошлого года была введена процедура конкурсного наблюдения.

По итогам визита состоялся брифинг для журналистов, на котором были затронуты вопросы о дальнейшей судьбе предприятия. ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу администрации Хабаровского края передает вопросы журналистов и ответы В. Шпорта и Р. Троценко.

— Начата процедура банкротства Амурского судостроительного завода. Намерено ли руководство корпорации доводить ее до конца?

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко: — В случае с Амурским судостроительным заводом внешнее управление является благом, поскольку предприятие было в очень тяжелом состоянии. Всплывали все новые и новые долги прежних акционеров, которые бросили завод. Платить по этим долгам не было возможностей, поскольку это долги и кипрским компаниям, украинским, — всего около 500 кредиторов. Общее количество судебных процессов достигало 60, поэтому решение суда о введении внешнего управления — объективно необходимо.
Это облегчает жизнь заводчан. Теперь расчетные счета разблокированы. Можно платить зарплату, не опасаясь, что какие-нибудь кредиторы с Кипра арестуют денежные средства.
Сейчас мы проводим реструктуризацию системы управления. Специалисты, которые были выведены на дочерние предприятия завода, возвращаются. Внешнее управление будет длиться до полной нормализации деятельности предприятия.
ОСК — основной кредитор предприятия, потому что нам пришлось гасить задолженность перед «Сбербанком», а это 14 млрд. рублей. Наш голос в комитете кредиторов является решающим. На производстве люди даже не замечают, что есть внешнее управление, зарплаты выдаются вовремя.

— На заказы это не повлияет?

Коваленко Е.Я., Шпорт В.И., Троценко Р.В., Гуров А.Н.Р. Троценко: — Не повлияет. Завод на 100 % обеспечен заказами. Сегодня проблема уже в том, что не успеваем их выполнять. Прежние годы, когда завод имел маленькую загрузку, негативно сказались на способности предприятия выполнять заказы. Ряд специалистов ушли из коллектива. Мы видим, что с сегодняшними производственными планами завод справляется с большим трудом. Острая необходимость составляет 1200 основных рабочих. Рынок труда в Комсомольске-на-Амуре не позволит решить эту задачу, будем приглашать специалистов из других регионов. Ведется техническое перевооружение завода с целью снизить трудоемкость, повысить производительность труда и снизить потребность в рабочей силе.

— А долгов приблизительно сколько?

Р. Троценко: — В общей сложности кредитная масса достигла 20 млрд. рублей, из которых 14 млрд. — кредиты ОСК. Бояться этого не надо. Внешнее управление закончится благополучно. Главная задача — выполнение текущих заказов.
— Вячеслав Иванович, в продолжение кадровой темы. Немаловажный путь решения этой проблемы – создание социальной инфраструктуры. Что в этом направлении делается для АСЗ?

Губернатор Хабаровского края В. Шпорт: — Важная проблема — это, конечно, жилье. Когда в Комсомольске не хватает специалистов, и мы пытаемся привлечь их из других регионов, всегда возникает вопрос: где жить? Вчера встречался с молодежью. Ребята подтвердили, что с завода не ушло бы столько людей, если бы решалась жилищная проблема. Эти вопросы мы рассматриваем совместно с Объединенной судостроительной корпорацией. Вариант решения может быть таким, как на КнААПО. Там мы заложили дом в прошлом году, теперь он будет строиться полным ходом. В ближайшее время заложим дом на Аллее Труда, как раз недалеко от завода. Плюс к этому мы разрабатываем совместно с мэрией систему подготовки кадров. Не зря мы сегодня начали с авиационного предприятия, посмотрели, как там выстроена схема: и технологическая цепочка, и перевооружение, подготовка кадров. Этот опыт надо перенимать и распространять.

Наша задача — сблизить предприятия на территории края, чтобы они друг другу помогали, выручали и перенимали положительные примеры на свои производства.

Хорошо, что начато техническое перевооружение судостроительного завода. Объединенной судостроительной корпорацией закуплено оборудование, которое должно вот-вот подойти. Это тоже решает кадровую проблему. Молодой человек хочет сегодня видеть современное оборудование, тогда он работает с интересом. А если мы еще решим бытовые проблемы —  построим детские сады, жилье, то появятся молодые семьи, обзаведутся детьми, им не захочется уезжать.      Хорошая работа, нормальная заработная плата, нормальные условия жизни и отдыха – вот что закрепляет кадры.

— Мы поняли, что внешнее управление – это не конец завода, это начало на новом уровне. Расскажите подробнее о перевооружении. Здесь АСЗ пока проигрывает КнААПО.

Рабочие, оператор, Шпорт В.И., Троценко Р.В.Р. Троценко: — Техническое перевооружение КнААПО началось 12 лет назад. Проведена огромная работа, и действительно удалось создать производство мирового уровня. Были вложены существенные средства, в том числе и средства государства, произошло увеличение уставного капитала через федеральные целевые программы. Пока в отношении судостроительного завода этого не сделано. Мы только начали формировать программу техперевооружения. В этом году подходит новая линия по раскрою металла из Германии. Думаю, дней через 20. В марте придет новое сварочное оборудование. До конца года мы поставим линию подготовки листа — дробеструйки и окраски. Руководство края освободило завод в это тяжелое для него время от налога на имущество. Это позволяет нам направлять средства на покупку оборудования.

За летний сезон мы проведем техперевооружение компрессорных. Хотим отказаться от центральной компрессорной и перейти к модульным. Сейчас на территории завода больше 100 километров трубопроводов и теплотрасс, которые нужно содержать, обслуживать. У нас колоссальные потери по теплу, которые приходится оплачивать. Поэтому второе направление – это тепло-, энергоперевооружение.

Завод не перевооружался последние тридцать лет. Ситуация со всеми средствами, инвентарем очень тяжелое. Молодежь не хочет работать в таких условиях и тратить время на непроизводительный труд. Но, повторюсь, сомнений в заказах нет. На сегодняшний день с помощью председателя правительства РФ заказов столько, что не успеваем выполнять.

— Если существует срыв заказов, существует ли у корпорации порог терпения? Сколько нужно сорвать заказов, чтобы перешли на другие заводы?

Р. Троценко: — Вопрос не в пороге терпения, а в правильном расчете возможностей. Амурский завод потихоньку наращивает собственные возможности. Он был в лежачем состоянии, поэтому требовать от него много – сложно.

Для нас приоритетом являются заказы военной тематики, поскольку это соответствует специализации завода. Мы поставили задачу полностью подготовить судно-спасатель по заказу министерства транспорта и завершить его либо на сдаточной базе «Восток» в Приморье, либо в европейской части страны. Скажу так: для нас это не вопрос терпения, а вопрос расчета времени.

— Новый федеральный закон предполагает создание особой зоны судостроения. Как вы рассматриваете эти перспективы?

Р. Троценко: — Мы были теми, кто предложил формулировку закона и активно его лоббировали. Он был поддержан руководством страны. Считаем, что закон необходим. В Хабаровском крае планируется организация двух судостроительных зон – в Комсомольске-на-Амуре на базе АСЗ и в Хабаровске на базе ХСЗ с включением ряда предприятий, которые раньше специализировались на судостроении. Это «Амуркабель», «Хабсудмаш» им. Горького и другие… Планируем закончить эти работы в текущем году. Будет ряд преференций, которые позволят серьезно заниматься гражданским судостроением — преференции по оплате труда, таможенной очистке и растаможиванию систем и комплектующих, которые приходят под сборку на предприятия. Этот закон заметно облегчит жизнь судостроения, он делает условия работы в этой сфере такими же, как в Корее, Китае, других странах, где производят суда. То есть, существенно улучшает нашу конкурентоспособность.

По материалам интернет-ресурса ДВ-Росс.

(www.oaoosk.ru)

Фотографии: Валерий Спидлен

Президент России
Президент
России
Правительство Российской Федерации
Правительство
Российской
Федерации
Министерство промышленности и торговли РФ
Министерство
промышленности и
торговли РФ
Союз машиностроителей России
Союз
машиностроителей
России
Объединенная судостроительная корпорация
Объединенная
судостроительная
корпорация